Главная
Вторник, 24.11.2020, 15:06 Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSSГлавная | Мой профиль | Выход 
Меню сайта
Прием в 1 класс
Горячее питание
Персональные данные. Дети.
75 лет. ПОБЕДА.
75 лет ПОБЕДА
Гос услуги
.....
Наш опрос
Удовлетворение качеством предоставляемых образовательных услуг?
Всего ответов: 7
Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0

В. А. Мороз, д. м. н., Национальный фармацевтический университет, Л. Г. Ланько, Харьковский медицинский университет


С наступлением учебного года наши маленькие граждане идут в школу. Родителям нужно знать, что это предполагает серьезное изменение режима дня ребенка, уровня его ответственности за поступки и характер физических и психических нагрузок. Это, по существу, является для него стрессовой ситуацией, которая в той или иной степени отражается на функционировании всех органов и систем. Даже несмотря на происходящую со временем адаптацию, эта ситуация сохраняется до самого выпуска из школы, а иногда, при намерении школьника поступить в вуз, только усугубляется. Для профилактики физиологических расстройств и укрепления адаптационных возможностей организма школьника многие специалисты рекомендуют прием поливитаминных комплексов [1–3]. 

Насколько важны витамины для школьника прямо сейчас, осенью? Особенно в условиях общепризнанного сезонного избытка витаминов в пище? Дополнительный прием витаминов связан со многими причинами. Во-первых, расчеты показывают, что даже самый сбалансированный и разнообразный пищевой рацион на 2500 килокалорий (что соответствует средним энергозатратам взрослого человека) по большинству витаминов дефицитен на 20–30 %. Так, по данным НИИ питания РАМН, у 80–90 % населения России, особенно у детей, обнаруживается дефицит витамина С, у 40–60 % снижены уровни витаминов А, В1, В2, В6, а у большинства выявлен дефицит минералов (железа, йода и др.). Сниженная обеспеченность витаминами у школьников наблюдается практически повсеместно. Обследования последних десяти лет, проводимые Украинской АМН, выявили в крови и моче у 20–90 % осмотренных детей дефицит аскорбиновой кислоты, витаминов А и Е — у 10–40 %, каротиноидов — у 85 %. Детей, обеспеченных всеми витаминами в достаточной мере, практически нет. А у большинства (до 70 %) наблюдается сочетанный дефицит трех и более витаминов, т. е. полигиповитаминозные состояния. Таким образом, недостаточное потребление витаминов является массовым и постоянно действующим фактором, оказывающим отрицательное воздействие на здоровье и развитие детей [2, 4]. 

Дефицит витаминов, особенно в условиях повышенных нагрузок учебного года (умственных и физических), приводит к ухудшению состояния здоровья ребенка. Недостаточное поступление того или иного витамина с пищей ведет к развитию витаминной недостаточности (гиповитаминозу или авитаминозу) вследствие нарушения биохимических процессов, зависящих от данного витамина. Повышенная утомляемость, слабость, снижение работоспособности могут быть следствием дефицита витаминов С, В1, В2, В12, А, Е; раздражительность и беспокойство — витаминов С, В1, В6, В12, РР и биотина, высокая восприимчивость к инфекциям — витаминов С и А, бессонница — витаминов В6 и РР. В большинстве случаев только обследование у врача может внести ясность в диагноз гиповитаминоза. Субнормальная обеспеченность витаминами создает базу для простудных заболеваний, ухудшения умственной деятельности (рассеянность, несобранность, уроки учатся долго и «со скрипом» и т. п.). Биоритмы организма с трудом перестраиваются на новый сезон. 

Не надо забывать, что обмен веществ у детей более активный. Для подростков он определяется еще и возрастной гормональной перестройкой (11–15 лет). Поэтому физиологическая потребность в ряде витаминов у них больше, чем у взрослых. Упомянутые процессы не являются безболезненными и проявляются изменением поведения, лабильностью психики и — в большей или меньшей степени — выраженностью вегетативной дисфункции. Не стоит забывать и о том, что, к сожалению, современные дети и подростки все чаще проводят много времени перед компьютером или телевизором. Некоторые из них не едят свежих фруктов и овощей и в основном питаются продуктами быстрого приготовления и нерегулярно. Bсе это отражается на работе большинства внутренних органов и систем. Так, при избыточно углеводном питании значительно повышается потребность в витаминах B1, B6 и C. Повышенное количество белка требует большего поступления В2, В6 и В12, а его недостаток нарушает усвоение B2, C и PP. 

Витамины — это низкомолекулярные органические соединения, которые не синтезируются организмом человека, но играют чрезвычайно важную роль в его жизнедеятельности. Их поступление с пищей является абсолютным условием здоровья и нормальной жизнедеятельности (табл. 1). Витамины традиционно подразделяют на два класса в зависимости от растворимости в жирах или воде. Свойство витаминов растворяться в разных средах — важный фактор их физиологического действия. Недостаток или избыток первых, в отличие от вторых, устраняется сложнее. Большинство первых содержится практически исключительно в животной пище. В настоящее время известно 13 незаменимых пищевых веществ, которые, безусловно, являются витаминами (табл. 2). Большинство известных витаминов представлено не одним, а несколькими соединениями (витамерами), обладающими сходной биологической активностью. Витамины имеют буквенные обозначения, а витамеры принято обозначать терминами их химической природы. 

Таблица :: 1 Суточная потребность в витаминах у разных возрастных групп детей и подростков



Таблица 2 :: Классификация, номенклатура витаминов и их специфические функции в организме человека



Развитию сниженной обеспеченности витаминами, в том числе у школьников, в настоящее время способствуют: 
широкое использование в питании рафинированных продуктов (лишенных витаминов в процессе производства: хлеба тонкого помола, сахара, растительного масла и др.); 
потеря витаминов при длительном или неправильном хранении. Например, после 3-х дней хранения продуктов в холодильнике теряется около 30 % витамина С. При комнатной температуре этот показатель составляет около 50 %; 
высушивание, заморозка, пастеризация и другие современные технологии существенно снижают содержание витаминов в исходных продуктах, даже в тех, которые традиционно считаются источниками витаминов. Применяемые в настоящее время методы культивирования овощей и фруктов привели к тому, что количество витаминов А, В1, В2 и С во многих овощных культурах сократилось на 30 %. Например, витамин Е почти полностью исчез из салата «латук», горошка, яблок и петрушки; 
потеря витаминов при неправильной кулинарной обработке продуктов. Например, при термической обработке теряется от 25 % до 90–100 % витаминов. Кроме того, витамины разрушаются на свету (витамин В2 очень активно, а витамин А боится ультрафиолета); 
тенденция к учащению в домашнем питании замены свежих продуктов консервами. Известно, что в среднем 9 месяцев в году европейцы употребляют в пищу овощи, выращенные в теплицах, или после длительного хранения. Такие продукты имеют значительно более низкий уровень содержания витаминов по сравнению с овощами из открытого грунта. 

Организм человека не способен запасать витамины на длительное время. Они должны поступать регулярно, в полном наборе и в зависимости от физиологической потребности. Вместе с тем приспособительные возможности человеческого организма достаточно велики, и в течение определенного времени дефицит витаминов практически не проявляется. При этом расходуются витамины, депонированные в органах и тканях, а также включаются компенсаторные механизмы обменного характера. К сожалению, у детей и подростков эти механизмы еще не полностью развиты [1, 4]. 

Современные условия диктуют необходимость дополнительной витаминизации для школьника. Одновременное поступление витаминов более физиологично, а их сочетание более эффективно по сравнению с раздельным или изолированным назначением каждого из них. Поэтому целесообразен прием поливитаминных комплексов. Современный поливитаминный комплекс содержит полный набор витаминов в количестве, сопоставимом с рекомендуемым возрастным суточным потреблением. Витамины, входящие в их состав, идентичны присутствующим в натуральных пищевых продуктах и по химической структуре, и по биологической активности. Посоветуйтесь с провизором в аптеке для более правильного подбора ребенку комплекса витаминов соответственно его возрасту. 

Обследования показали, что у школьников, регулярно принимавших поливитаминные комплексы, содержание витаминов в плазме крови находится на оптимальном уровне. Прием поливитаминов снижает уровень заболеваемости и повышает работоспособность и сопротивляемость организма инфекциям, улучшает память и усвоение учебного материала [3–6]. 

Современная технология производства и постоянный контроль, осуществляемый фирмой-производителем и государственными органами надзора, гарантируют химическую чистоту препаратов и отсутствие в них вредных примесей (содержание основного вещества достигает 99 % и более). Поэтому прием препаратов во многих случаях оказывается более безопасным, чем использование природных пищевых продуктов, не лишенных различных добавок и аллергенов [6, 7]. 

Известно, что и существенный избыток некоторых витаминов является небезопасным для человека, вызывая состояния гипервитаминоза. Современные поливитаминные комплексы имеют в своем составе относительно низкие дозы витаминов, которые при правильном применении исключают развитие таких состояний. Профилактический прием поливитаминных препаратов существенно отличается от лечения гиповитаминозов, когда соответствующие витамины принимаются в дозах, в 3–5 раз превышающих физиологическую потребность организма. Эти действия проводятся только под наблюдением и согласно назначений врача, и именно к врачу и только к нему стоит обращаться в случаях, когда имеются подозрения или опасения такого рода. 

Несомненно, обще оздоровительные мероприятия (пребывание на воздухе правильное составление распорядка дня школьника, лечение очагов хронической инфекции и др.) на фоне приема поливитаминных препаратов оказывают позитивное действие и не должны исключаться из комплекса профилактических мер. 

( Л И Т Е Р А Т У Р А )

(1) Tanner S. M., Li Z., Perko J. D. et al. Hereditary juvenile cobalamin deficiency caused by mutations in the intrinsic factor gene / / Proc. Natl. Acad. Sci. USA. — V.102, № 11. — 2005. — P. 4130–4133. 

(2) ОТС: ответственное самолечение / Под ред. И. А. Зупанца, И. С. Чекмана. — 4-е изд., перераб. и доп. — К.: Фармацевт-Практик, 2007. — 368 с. 

(3) Bateman N. E., Uccellini D. A. Effect of Formulation on the Bioavailability of Riboflavin / / J Pharm. Pharmacol. — V. 36, № 4. — 1984. — P. 461. 

(4) Медведева Н. А., Медведев О. С. Физиологические пути увеличения активности витаминов в организме человека / / Фармвестник. — № 35 (398), 2005. 

(5) Middleton H. M. Uptake of riboflavin by rat intestinal mucosa in vitro / J Nutr. — V. 120, № 6. — 1990. — P.588–593. 

(6) Ключников С. О., Болдырев В. Б. Витаминно-минеральные комплексы для детей. Назначено и что выбрано? / / Поликлиника. — № 1, 2007. 

(7) Russell-Jones G. J., Alpers D. H. Vitamin B12 transporters / / Pharm. Biotechnol.— № 12, 1999. — P.493-520.

Поиск
Вход на сайт
Логин:
Пароль:
Телефон доверия
Дети онлайн
Дети Онлайн
Дети в информационном обществе
Фонд развития интернет
Фонд развития интернет
Цифровая школа Оренбуржья
Гос. услуги в сфере образования
Министерство образования
Единое окно
Российское образование
Российское образование
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов
Управление образования
Управление образования Сорочинского городского округа
Администрации Сорочинского городского округа
Муниципальное образование Оренбургской области Сорочинский городской округ
Федеральный институт педагогических измерений
ФИПИ
РЕШУ ОГЭ
Решу ОГЭ
Сайты школ

Copyright MyCorp © 2020 | uCoz